В 2011 году Председатель Правительства РФ подписал постановление «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств». Положения документа обязывали Министерство внутренних дел с первого января 2012 года обеспечить функционирование ЕАИСТО и последующее присоединение к работе системы всех операторов технического осмотра до 2014 года.
Внедрение системы носило и носит, прежде всего, контролирующий характер: после передачи задачи по проведению технического освидетельствования транспортных средств частным операторам резко возросло количество поддельных диагностических карт, выданных автомобилям без непосредственного проведения осмотра автомобиля. Благодаря единой точке сбора информации ЕАИСТО проверить техосмотр транспортного средства может любой автолюбитель. Такая проверка позволит избежать проблем при приобретении полиса автомобильного страхования, а также в случае попадания автомобиля в ДТП.
Функционал системы ЕАИСТО позволяет работать с сайтом, условно говоря, с двух сторон: как оператор (эксперт) пункта технического обслуживания (ПТО) и как сторонний пользователь. В первом случае работа производится непосредственно с наполнением и редактированием данных в системе (ведением учета выдачи диагностических карт). Во втором случае работа осуществляется через скоринг данных по запрашиваемым параметрам по данным, внесенным в ЕАИСТО экспертами ПТО.
Чтобы проверить техосмотр через сайт, необходимо заполнить одно любое поле на выбор. Для получения полной информации, будет правильно планомерно проверить автомобиль по всем приведенным параметрам. Таким образом, получить информацию о техническом осмотре авто можно по:
- VIN-коду;
- Регистрационному знаку;
- Номеру кузова;
- Номеру рамы;
- Номеру диагностической карты.
После указания одного из вышеперечисленных параметров, необходимо заполнить поле с капчей и нажать на кнопку «Проверить». В случае если в системе есть информация об автомобиле по указанному параметру, система откроет карточку, где будет указана следующее:
- Номер диагностической карты;
- Марка и модель автомобиля;
- VIN-номер;
- Номер кузова;
- Государственный номер;
- Дата проведения технического осмотра и срок действия выданной диагностической карты;
- Оператор технического осмотра.
Рассмотрим более подробно каждый из вариантов проверки техосмотра автомобиля по базе ЕАИСТО.
Проверка по VIN-коду. Номер вин – это уникальный код автомобиля, состоящий из семнадцати символов (арабских цифр и латинских букв). Этот шифр присваивается транспортному средству при изготовлении на заводе и наносится на нераздельные части кузова, а также указывается в документации. Вин каждого автомобиля индивидуален, он не повторяется у разных машин одной серии и одного года выпуска. Проще всего найти код в документах к автомобилю – техпаспорте и свидетельстве о госрегистрации. Значение прописывается в талоне технического осмотра, а также указывается при заключении договора ОСАГО в страховом полисе.
Приобретая автомобиль на вторичном рынке, стоит учесть, что сегодня количество авто с перебитым вин-кодом как никогда велико. Потому, чтобы убедиться в достоверности данных, указанных в документах к авто, стоит сверить идентичность кода во всех местах автомобиля. Производители разных автомобилей указывают шифр в разных местах, полный список которых перечислен в документации к авто. Чаще всего код можно найти:
- в нижней левой части лобового стекла – просмотреть значение можно только находясь за пределами авто;
- при открытой водительской двери – внизу арки рядом с водительским сиденьем;
- под ковриком под креслом водителя (кресло придется отодвинуть);
- под капотом автомобиля на специальной информационной табличке или непосредственно на деталях капота.
К осмотру кодов стоит подходить крайне внимательно и изучить не только сам код, но и зону вокруг него. Так, символы в шифре должны быть четко выгравированы, быть одного размера и находиться на одной линии, тогда как вокруг номера не должно быть помятостей, потертостей, повреждения металла и других следов вмешательства человека. Убедившись в достоверности вин-кода, можно переходить непосредственно к проверке информации в ЕАИСТО. К слову, зная данный параметр, не лишним будет проверить прошлое автомобиля и по другим базам: ГИБДД, Федеральной нотариальной палаты и Федеральной службы судебных приставов. Такая дополнительная проверка позволит избежать вероятности стать хозяином автомобиля-утопленника, угнанного авто или авто, находящегося в залоге.
Проверка по регистрационному знаку. Пожалуй, это самый простой способ проверить техосмотр через ЕАИСТО, ведь таким образом можно получить данные о совершенно любом автомобиле: хоть об авто соседа, который постоянно паркуется на зеленой зоне, хоть об авто гонщика, невежливо поступившем с вами на дороге. Система не требует дополнительных личных данных для открытия этой информации. Однако стоит иметь в виду, что при оформлении диагностической карты поле с указанием государственного номера не является обязательным и нередки случаи, когда автомобиль проходит техосмотр еще до постановки на учет. А значит отсутствие у авто госномера не говорит об отсутствии у него техосмотра. В таком случае будет правильнее проверить автомобиль по вин-коду.
Проверка по номеру кузова или рамы. Не все автомобили располагают номерами на указанных частях автомобилей (например, авто, выпущенные АвтоВАЗом) и не всегда эти номера уникальны. Очень часто на раме указывается вин-номер машины. Соответственно, при техническом осмотре такая информация не дублируется в карте и для большинства современных автомобилей проверка техосмотра по этому параметру будет неинформативной.
Проверка по номеру диагностической карты. По номеру документа можно проверить его подлинность. Не стоит объяснять, насколько важно, чтобы диагностическая карта была действительной. При наличии фальшивого документа автовладельцу будет отказано в заключении договора ОСАГО, а при наступлении страхового случая, если такой договор все же был заключен, страховая откажет виновнику ДТП с фальшивой картой в выплате компенсаций.
В соответствии с законодательством, если автомобиль был продан, но срок прохождения технического осмотра еще не вышел, новому владельцу нет необходимости повторно проходить ТО до истечения предыдущего периода. В таком случае чрезвычайно правильным решением будет предварительная проверка диагностической карты предыдущего владельца через ЕАИСТО.
Не лишним автовладельцам будет иметь представление и о том, как выглядит сама диагностическая карта. Этот документ начали выдавать в качестве подтверждения прохождения ТО с 2012 года, когда ДК заменила существовавший до этого талон техосмотра. Форма диагностической карты утверждена Правительством Российской Федерации, а правила заполнения определяют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Сам бланк диагностической карты не защищен особыми способами, он заверяется только подписью специалиста и печатью оператора техосмотра. Поэтому первое, на что следует обратить – наименование того самого оператора, выдавшего заключение о техосмотре. Реестр аккредитованных операторов ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). На сайте этой же организации можно найти полный список юридических лиц и ИП, получивших лицензию на осуществление данного типа деятельности.
Найти реестр ОТО можно, посетив сайт союза – www.autoins.ru, – и пройдя по пути «Техосмотр» – «Реестр операторов технического осмотра». В списке ОТО можно просмотреть информацию не только о действующих операторов, но также об организациях, действие аттестата которых было приостановлено. Здесь же будет указана дата и причина отзыва аттестата. Таким образом, если в диагностической карте указано, что она выдана таким оператором после приостановки действия сертификата, это будет однозначно свидетельствовать, что на руках у автовладельца поддельный документ. Очевидно, что аналогичный вывод можно сделать и в том случае, если организации, выдавшей и подписавшей карту, и вовсе нет в реестре.
Знать о реестре РСА будет полезно и тем автолюбителям, у которых подошел срок прохождения планового техосмотра. С помощью ресурса можно не только просмотреть информацию об операторах технического осмотра и ПТО, но и с помощью карты выбрать ближайший пункт. Реестр обновляется каждый будний день и сегодня включает в себя список из 4337 ОТО и 4928 ПТО. Автолюбитель может выбрать оператора технического осмотра по своему усмотрению, никак не привязываясь к месту регистрации автомобиля. При этом для прохождения ТО понадобится минимальный пакет документов:
- паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность);
- доверенность (если автомобиль пригнан на станцию не владельцем);
- паспорт ТС или свидетельство о регистрации автомобиля.
В заполненной диагностической карте, выданной в качестве подтверждения возможности эксплуатации транспортного средства, обязательно указывается срок ее действия. Если ТО выявляет неисправности, по причине которых техосмотр не может считаться пройденным, в карте обязательно указывается список выявленных технических несоответствий.
Диагностическая карта оформляется в двух бумажных экземплярах (один выдается владельцу авто, а второй хранится у оператора в течение минимум трех лет). Кроме того, оператор ТО обязан внести данные о ДК в единую базу в течение суток после проведения освидетельствования. Соответственно, максимум спустя сутки проверить данные о ТО становится возможным онлайн через ЕАИСТО. Если информация не появляется в системе в течение этого времени, это говорит о нарушении: либо о нарушении проведения техосмотра (например, неаккредитованным оператором), либо о несоблюдении прописанных в законодательстве сроках о предоставлении информации в систему. В обоих случаях по обращению гражданина может быть произведена проверка деятельности ОТО контролирующим органом, в результате которой к оператору может быть применено наказание в виде штрафа или приостановки действия аттестата.
В случае, когда оператором исполняются возложенные на него обязательства и данные диагностической карты загружаются в ЕАИСТО, они хранятся в системе в течение последующих пяти лет.
Хотя диагностическая карта и является документом строгой отчетности, в случае ее утери автовладелец без проблем может получить дубликат бумаги. За дубликатом не обязательно обращаться в пункт, где водитель проходил осмотр – сделать это можно по обращению к любому оператору ТО. Все операторы имеют доступ к единой системе ЕАИСТО, и, соответственно, каждый из них имеет возможность получить информацию о загруженных ДК и распечатать ее повторно. Выдача дубликата документа производится день в день, стоимость услуги определяется в размере десятой части от предельной суммы проведения ТО, которая на сегодняшний день равна 300 рублям.
Напомним, что периодичность прохождения технического осмотра регулируется законодательством. Каждые полгода проходить ТО обязаны легковые такси, автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров. Каждый год – автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет, каждые 2 года – автомобили, возрастом от трех до семи лет. Прохождение технического осмотра автомобилей в течение трех лет с момента выпуска не требуется. При необходимости, пройти технический осмотр можно ранее указанных сроков (например, при отъезде на длительное время за границу), но никак не позднее них. Водитель не обязан возить диагностическую карту с собой, но без действительного документа о пройденном техосмотре он не сможет претендовать на страховые компенсации в случае ДТП.